ЛЕНСКИЙ ИСТОРИКО-АРХИТЕКТУРНЫЙ МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК «ДРУЖБА»

Васильев Илья Эдуардович

В прошлом номере журнала мы ознакомили читателей с Черкехским мемориальным музеем «Якутская политическая ссылка XIX - начала XX вв.». Идея создания музея землепроходцев - Ленского историко-архитектурного музея-заповедника «Дружба» - стала продолжением темы общности, неразрывности культур народов Якутии. Стремясь показать начало, исток единения народов Якутии, Д. К. Сивцев (рис. 1) в 1982 г., в канун празднования 350-летия г. Якутска, предложил создать «эстетическую зону» на месте основания Петром Бекетовым Ленского острога .


Большую роль в воплощении идеи Суорун Омоллона сыграла его работа над либретто балета «Абакаяда» (поставлен в 1980 г.) об истории любви великого русского землепроходца Семена Дежнева и якутской девушки Абакаяды Сючю. Дочь ботура Еникея Абакаяда выросла среди борогонских якутов, на земле которых П. Бекетовым и был поставлен «острожек», перенесенный позднее на место современного Якутска. Поэтому музей было решено строить в Усть-Алданском районе, близ села Соттинцы, на прибрежной террасе Ой-Бэс (территория совхоза «Лена»). Создание музея в то время было актуальным для воспитания в молодом поколении патриотических и интернациональных чувств. Администрация района выделила для музея 40 гектаров земли, а Якутский ОК КПСС объявил строительство музейного комплекса «Дружба» интернациональной стройкой.

Основой комплекса в Соттинцах стали деревянные архитектурные объекты, но, в отличие от Черкехского мемориального музея, большинство памятников было воссоздано заново. Строительство велось на пожертвования трудовых коллективов Якутии и личные взносы граждан республики.


Официальное открытие Ленского историко-архитектурного музея-заповедника «Дружба» состоялось летом 1995 г. Взору гостей открылись вновь возведенные Спасо-Зашиверская шатровая церковь конца XVII в. (реконструирована на средства объединения «Востоктехмонтаж») (рис. 2), дом купца Басова, стоявший в городе Якутске с начала XIX в. (АК «Золото Якутии») (рис. 3), действующая ветряная мельница (Минсельхоз) (рис. 4), коч - парусный корабль казаков-землепроходцев (Ленское речное пароходство) (рис. 5), ураса - летнее жилище якутов, юрта-балаган и ряд других объектов.

В день открытия состоялось театрализованное представление с участием народных ансамблей на сцене «зеленого театра» под открытым небом на фоне естественных «декораций» величественной реки Лены.


Воссоздание образа сибирского острога ХVII века - задача не из легких. Однако удачное и, быть может, единственно верное решение все же было найдено (рис. 6). Одним из немногих деревянных памятников того времени, сохранившихся до наших дней, является чудом уцелевшая Спасо-Зашиверская шатровая церковь. Город Зашиверск когда-то был административно-торговым центром Индигирского края. Но после эпидемии оспы, случившейся здесь в 1830-х годах, Зашиверск был заброшен, а вскоре исчезли и все строения. Остался лишь этот прекрасный храм, построенный в 1700 году. Ввиду своей уникальности, в 1970-х годах он был перенесен в Новосибирск. По оценкам специалистов, церковь, при своих самобытных архитектурных особенностях, типична и отличается чистотой стиля. Поэтому этот памятник, созданный рукой настоящего художника, как нельзя лучше отражает культуру русских землепроходцев (рис. 7, 8). К тому же, благодаря реконструкции Спасо-Зашиверской церкви в музее «Дружба», этот уникальный образец русского зодчества «остался» в Якутии, и множество людей может теперь увидеть его.


Помимо церкви - архитектурной и идейной доминанты острога - были воссозданы по принципу типологии колокольня (рис. 9) и надвратная въездная башня. Вокруг острога - центра музея «Дружба» - располагаются, как в «посаде», образцы деревянного зодчества русского и якутского народов.

Среди уникальных объектов музея «Дружба» весьма примечательно реконструированное якутское кладбище, где в хронологическом порядке воссозданы деревянные могильные памятники, отразившие процесс христианизации якутов. Есть в музее и традиционное летнее жилище эвенов - чора, подаренное музею эвенским родом Чебэнькэи из с. Тополиного (рис. 10).

Историческая экспозиция, показанная в трапезной зашиверского храма и в шести комнатах Дома купца Басова, состоит из таких разделов, как «Выдающиеся русские землепроходцы XVII столетия», «Видные миссионеры - просветители Сибири и Дальнего Востока во главе со Святителем Иннокентием (Вениаминовым)», «Видные ученые и путешественники России - основатели научного изучения Восточной Сибири и Якутии», «Видные общественные и культурные деятели Якутии», «Материальная культура якутов».

Принципиально новой особенностью экспозиции музея «Дружба» является его направленность не только на историческое прошлое Якутии, но и на современность. В отличие от Черкехского музея политической ссылки, где зритель полностью погружается в атмосферу царского времени, музей землепроходцев в Соттинцах является еще и новым осмыслением прошлого. Здесь уместно вспомнить французские «экомузеи», или музеи жизни [1]. Их основная отличительная черта - это создание музея самими членами местного сообщества, отражение в музее, помимо истории, и современной жизни. В музее «Дружба» местный житель присутствует и в строениях, экспозиции, созданных руками трудовых коллективов улуса и республики, и в самой жизни музея. Гостей республики, открывающих для себя Якутию в музее «Дружба», встречают борогонские якуты, первыми 370 лет назад принявшие русских землепроходцев.

Одна из задач музея «Дружба» - экологическое воспитание молодого поколения, «воспитание красотой природы» [2]. Природа средней Лены с ее богатым раздольем, ставшей форпостом для русских землепроходцев в Восточной Сибири, является здесь не только «экспонатом» исторического раздела музея, но и придает комплексу «Дружба» особую светлую тональность, способствуя восприятию идеи мирного, свободного взаимодействия народов.

Несомненно, внимание будущих исследователей привлекут не только объекты музея, но и история его создания, описание которой не входит в задачи данной статьи. Необходимо лишь отметить, что в годы бурных перемен лучшие представители общественности Якутии стремились сохранить истинные ценности - вековые традиции дружбы и согласия.

Сегодня Соттинский музей по праву считается визитной карточкой Республики Саха, являя собой развернутую картину общей, неделимой истории и культуры многонациональной Якутии.


Литература

1. Ривьер Ж. Эволюционное определение экомузея // Музеум. - 1985. - № 148. - С. 15-17.

2. Сивцев-Суорун Омоллон Д. К. Ленский историко-архитектурный музей-заповедник «Дружба»: Альбом-путеводитель. - Якутск, 1995. - 80 с.


Васильев Илья Эдуардович
научный сотрудник Музея истории науки Якутии при ИГИ АН РС(Я).


`На
`Институт
Яндекс.Метрика