"ТРАНСКОНТИНЕНТАЛЬ"

Климовский И.В.

Идея трансконтинентальной железной дороги Сибирь - Аляска родилась в декабре 1905 г., ее автор - французский инженер Лойл де Лобель. В этом же году глава крупного французского международного синдиката обратился к правительству царской России с просьбой предоставить концессию на строительство железной дороги между азиатским и американским континентами. Председатель Совета Министров России граф С.В. Витте весьма положительно отнесся к идее строительства такой магистрали.

Однако к ее реализации Россия приступила лишь в конце тридцатых годов. Советское правительство начало строить самую северную по тем временам дорогу в направлении Салехард - Норильск силами заключенных ГУЛАГа. Во время второй мировой войны прокладка железнодорожного пути была прекращена. Построенная часть магистрали сейчас носит название «мертвая дорога».

В середине 90-х годов ХХ века ученые, политические деятели и представители финансово-деловых кругов многих стран вернулись к обсуждению отдельных аспектов данной, весьма дерзкой идеи. Этому в известной степени способствовало потепление международного климата, ликвидация «железного занавеса» и политико-экономические преобразования в нашей стране, ставшей за годы перестройки государством с новым статусом.

Лидером немногочисленной группы ученых-энтузиастов, активно вынашивающих планы реализации проекта строительства Межконтинентальной железной дороги и тоннеля через Берингов пролив «Трансконтиненталь», стал академик П.И. Мельников. Более 50 лет своей жизни Павел Иванович Мельников прожил в Якутии, был создателем и директором первого в Сибири института, занимающегося проблемами вечной мерзлоты. Он прекрасно понимал трудности завоза необходимых материалов и товаров в Якутию, ратовал не только за обеспечение, но и устойчивое развитие северных территорий. Именно его международный авторитет, а также многочисленные личные связи позволили уже на начальном этапе определить направления основных усилий, выявить круг приоритетных задач, установить состав заинтересованных стран, ведомств, фирм и научных коллективов. Многие трудности пришлось преодолеть Павлу Ивановичу, чтобы добиться полноправного членства России на международном уровне в обсуждении готовящегося проекта и его проработке.

В 1992 г. в Вашингтоне прошла международная конференция по строительству тоннеля через Берингов пролив и трансконтинентальной железной дороги Северная Америка - Евразия. В процессе подготовки конференции П.И. Мельников установил деловые контакты с рядом предпринимателей и специалистов США. Это позволило оценить степень их заинтересованности и определиться с мероприятиями, которые способствовали бы оперативному осуществлению намечаемого проекта.

Полученная информация и результаты обмена мнениями легли в основу подготовки письма в Правительство РФ, в котором, в частности, П.И. Мельников писал: «В феврале этого года у меня состоялась встреча с Президентом американской международной инженерно-технологической фирмы Джорджем Коумолом, который предложил принять участие в совместном решении проблемы строительства тоннеля через Берингов пролив и трансконтинентальных дорог. 28-30 мая с.г. в Вашингтоне будет проходить конференция по этому вопросу, на которую приглашено 1000 участников от промышленности. Для России строительство трансконтинентальной железной дороги и автомагистрали имеет огромное народно-хозяйственное значение. Мы считаем, что трасса дороги должна пройти в высоких широтах Сибири, т.к. это сократит протяженность дороги между Европой и Америкой более чем на тысячу километров. Дорога пройдет по территории Крайнего Севера России, где сосредоточены крупнейшие месторождения полезных ископаемых (Якутия, Красноярский край, Томская, Магаданская, Омская и Тюменская области). Дорога будет перевозить всевозможные грузы из Европы в Америку, т.к. это самый короткий путь. Со строительством железной дороги начнется быстрое освоение природных ресурсов нашего необъятного Северного края… …Наша страна имеет крупные коллективы научно-технических работников, владеющих методами и технологиями строительства в сложных условиях Крайнего Севера (район вечной мерзлоты), и поэтому мы могли бы принять активное участие в решении этой сложной проблемы. Для этого потребуется принципиальное согласие Правительства России, что позволит нам вести дальнейшие переговоры с американской фирмой об условиях нашего участия в строительстве”.

В это же время П.И. Мельников отправил следующее письмо на имя Д. Коумола: «…Вы знаете, что наша страна владеет очень большим потенциалом ученых и специалистов, работающих на Крайнем Севере… Обдумывая в целом проблему строительства тоннеля через Берингов пролив, который соединит наши континенты и позволит использовать богатейшие природные ресурсы Крайнего Севера, я пришел к выводу, что в связи с этим откроется круглогодичный транспортный путь от Европы до Америки и отпадет необходимость в эксплуатации Северного морского пути. Параллельно с проектированием тоннеля надо одновременно организовать инженерные изыскания под строительство железной и автомобильной дорог как в нашей стране, так и на Аляске. Эти работы мы можем организовать силами специалистов нашей страны широким фронтом и выполнить их в короткий срок. Территория Крайнего Севера очень и очень сложная в геокриологическом отношении из-за широкого распространения подземных льдов и других криогенных явлений. Поэтому после детального изучения всех имеющихся материалов следует определить несколько вариантов трассы изысканий. Безусловно должны быть использованы аэро- и космические снимки. Нами будут учтены все недостатки и ошибки строительства БАМ. Мы можем взять на себя и проектирование дорог. Вдоль дороги возникнут населенные пункты и в местах разработок полезных ископаемых. Опыт строительства крупных городов на Севере у нас огромный (Норильск, Якутск, Воркута, Мирный, Нерюнгри и др.). Я считаю, что эту большую работу мы можем вести от имени Вашей фирмы и, возможно, финансироваться Вами. Все перечисленные работы обойдутся Вам дешевле и будут выполнены в короткий срок на высоком научно-инженерном уровне…».

Кроме этого, к началу конференции российской стороной был подготовлен проект программы в общую концепцию международной корпорации.

Главным итогом состоявшейся конференции явилось создание международного консорциума «Трансконтиненталь» (Международная железная дорога и тоннель через Берингов пролив IBSTRG) во главе с президентом Д. Коумолом. В число его учредителей с российской стороны вошли Российская академия наук, Российская инженерная академия, ассоциация «Фундаментпроект» и «Гидропроект». Это событие явилось мощным толчком к активному сотрудничеству ученых, инженеров, экономистов и политиков многих стран Северного полушария и особенно Тихоокеанского региона. Ратуя за достойное присутствие России в работах консорциума, Павел Иванович неоднократно подчеркивал: «Очевидно, потребуется привлечение наиболее авторитетных научно-исследовательских и специализированных организаций…Мы уже имеем деловые контакты с такими организациями, и число их будет увеличиваться. Активное участие в реализации проекта должны принять административные регионы, заинтересованные в строительстве…».

«Трансконтиненталь» стал последним «детищем» П.И. Мельникова, которым он был поглощен полностью до последних дней своей жизни. С колоссальной энергией он отдается организационной работе (вспомним какими трудным было начало 90-х годов для нашей страны: разрушена экономика, разорваны производственные, научные, транспортные и другие связи). Павел Иванович определяет круг ведомств, специалисты которых могли бы быть полезными в разработке наиболее важных проблем, обосновывает важнейшие задачи и объединяет их в отдельные конкретные блоки, восстанавливает ранее хорошо отлаженные связи и личные контакты.

Менее чем через два месяца кропотливая организационная работа была завершена, и 1.09.1992 г. издан приказ о создании в Российском отделении консорциума Научно-технического и экспертно-консультативного совета для проведения оперативной научно-организационной работы по проблеме: «Межконтинентальная железная дорога и тоннель через Берингов пролив». Председателем Совета был назначен П.И. Мельников, директором консорциума - В.Н. Разбегин, ученым секретарем - Р.В. Максимяк. В состав Совета вошли высококвалифицированные специалисты, представляющие научную и промышленно-производственную элиту России.

Усилия ученых увенчались успехом. Правительство РФ официально аккредитовало Российское отделение консорциума. 19 октября 1992 г. Комитет по иностранным инвестициям при Министерстве финансов РФ за № 2 выдал «Разрешение на открытие в России представительства корпорации «Межконтинентальный тоннель через Берингов пролив».

12-16 января 1993 г. в Москве прошло 1-е рабочее совещание Российского отделения «Трансконтиненталь». В списке приглашенных с российской стороны были 120 специалистов из 70 научных, проектных, производственных организаций, академики, директора ведущих научных и отраслевых институтов, профессора, экономисты, гидротехники, землеустроители, экологи, а также представители министерств, государственных комитетов, администраций ряда регионов, зарубежные партнеры и специалисты.

В период подготовки этого форума в адрес многих научных и научно-производственных организаций, руководителям региональных администраций были отправлены письма, в которых, кроме приглашения на совещание, включены организационные вопросы, требующие неотложных решений.

Из письма П.И.Мельникова Председателю СО РАН В.А. Коптюгу, в частности, говорилось: «…Руководимое Вами Сибирское отделение РАН на протяжении ряда лет проводило комплексные исследования по программе «Сибирь» и обладает ценными материалами для экономического обоснования необходимости строительства железной дороги от Чукотки на запад через Магаданскую область, Саха-Якутскую республику, Красноярский край, Иркутскую, Тюменскую, Новосибирскую и Тюменскую области, где сосредоточены огромные природные ресурсы. Второе направление Якутск - Китай. Прошу Вас поручить Институту экономики и организации производства (Новосибирск) и Институту экономики комплексного освоения природных ресурсов Севера (Якутский научный центр СО РАН) подготовить экономическое обоснование необходимости и целесообразности строительства межконтинентальной железной дороги по указанным направлениям. На основании этого рекомендовать два-три оптимальных варианта трасс железных дорог…».

В письме Президенту Республики Саха (Якутия) М.Е. Николаеву Павел Иванович писал: «…В Соединенных Штатах Америки в июле 1992 года создана корпорация «Межконтинентальный тоннель через Берингов пролив и строительство железных дорог». В Российской Федерации открыто представительство этой корпорации… Предусмотрено строительство Межконтинентальной железнодорожной магистрали Аляска-Европа. В нашей стране железная дорога должна пройти по северу Сибири. Первая очередь дороги намечается в направлении п.Уэлен - Магадан - Якутск - ст. БАМ (Восточно-Сибирская магистраль) и далее в Китайскую Народную Республику. Этот вариант трассы позволит организовать первоочередные железнодорожные перевозки на Аляску, в Канаду и Мексику. Вторая очередь строительства планируется от Якутска на запад по оптимальному варианту трассы с полным учетом требований Республики Саха (Якутия). К разработке этой глобальной проблемы намечается привлечь несколько министерств РФ, коммерческие банки, руководителей администраций областей и краев, по которым пройдет трасса, и научные организации. Предполагается, что финансирование намечаемых работ будет осуществляться этими организациями. Корпорация США обещает выделять валютные ассигнования. Прошу Вас дать принципиальное согласие на строительство железной дороги по территории Республики Саха (Якутия) и выделить руководителя Республики для включения его в состав Российского представительства корпорации США».

В преддверии совещания в редакции журнала «Основания, фундаменты и механика грунтов» состоялся круглый стол по проблеме: «Межконтинентальная железная дорога и тоннель через Берингов пролив». Проведение этих подготовительных мероприятий дало возможность определить круг академических институтов и советов, которые необходимо было привлечь к решению данной проблемы и получить от них программные предложения. В результате детальные и обоснованные соображения в сравнительно короткий срок были получены от ряда ведущих институтов РАН.

В целом 1993 г. был годом наиболее напряженной работы П.И. Мельникова и возглавляемого им научно-технического и экспертно-консультативного совета Российского отделения консорциума «Трансконтиненталь». Были разработаны программы отдельных направлений, подготовлены документы для оформления лицензии на право самостоятельной деятельности, проекты межправительственных договоров, предложения в Постановление Правительства Российской Федерации с приложением «Общая концепция проекта трансконтинентальной железной дороги и тоннеля через Берингов пролив».

К сожалению, частая смена председателей и членов Правительства РФ в 1992-1993 гг. и чрезвычайные финансовые трудности в стране не позволили довести до логического завершения начатое большое дело. Правительство РФ в то время не приняло еще постановления, а в 1994 г. ушел из жизни П.И. Мельников. Несмотря на это, работа консорциума по реализации проекта была продолжена.

За прошедшие годы, по свидетельству В.Н. Разбегина - директора Российского представительства консорциума, был проведен целый ряд важнейших мероприятий:

- Проект обсуждался на крупных международных конференциях (Анкоридж, 1994; Новосибирск, 1995), а также на конференции ООН по глобальным проектам в Барселоне, по морским тоннелям в Норвегии и в Москве, по проблемам Арктики в Финляндии, по проблемам Арктических побережий в Магадане и др.;

- международная неправительственная организация «Северный Форум», объединяющая администрации Северных регионов мира, включила Проект в число приоритетных программ, принято обращение к главам государств России, США и Канады о подписании специального правительственного соглашения по Проекту;

- Проект включен в состав приоритетных программ Комитета по сотрудничеству стран Азиатско-Тихоокеанского региона;

- 18-20 марта 1996 г. в Анкоридже (Аляска) прошло совещание рабочей группы по сотрудничеству «Российский Дальний Восток - Западное побережье США» в рамках межправительственной комиссии Гор - Черномырдин, на котором было рекомендовано поддержать программу исследований по Проекту, как «имеющему большой потенциал…»;

- продолжаются переговоры с Европейским Банком Реконструкции и Развития (ЕБРР) и достигнута предварительная договоренность с руководством Мирового банка о выделении исследовательского гранта для финансирования программы исследований по Проекту;

- штат Аляска принял специальное постановление о резервировании земель под трассу будущей дороги;

- достигнута договоренность о поэтапном создании Международного акционерного общества для проведения исследований, разработки и реализации Проекта.

Соответствующие исследования показали, что в случае успешного решения определенного круга юридических вопросов, получения необходимой государственной поддержки, закрепленной специальными международными соглашениями, создаваемое общество могло бы стать одним из наиболее динамично развивающихся и привлекательных для инвесторов не только на российском, но и на Мировом рынке.

Комментируя положение дел, Виктор Николаевич особо отметил, что, к сожалению, большая часть этих возможностей не может быть в настоящее время реализована из-за отсутствия официальной поддержки идеи проведения исследований по Проекту со стороны органов государственной власти Российской Федерации. Так, выделенные отдельной строкой в федеральном бюджете США на 1995 г., а затем и на 1996 г. 10 млн. долларов на программу исследований остались по этой причине невостребованными. В 1997 г. в бюджетной комиссии Сената США обсуждался вопрос о выделении 5-7 млн. долларов в течение 1998 г., но также с обязательным условием наличия, если не Межправительственного соглашения, то, по крайней мере, Постановления (Распоряжения) Правительства или Президента РФ, поддерживающих проведение исследований. Соответствующее обращение в Правительство РФ было подготовлено и согласовано с заинтересованными министерствами, ведомствами и администрациями регионов. Проект неоднократно рассматривался официальными лицами на правительственном уровне. Однако, несмотря на общее положительное отношение, необходимого политического решения до сих пор нет, как нет и практических шагов по поддержке Проекта. Кроме этого, В.Н. Разбегин подчеркнул, что скорейшее принятие высшими инстанциями решений по Проекту, по крайней мере, в части проведения необходимых комплексных технико-экономических исследований и проработок, а также практических мер по его поддержке, отвечало бы государственным интересам нашей страны как с геополитической, так и социально-экономической точек зрения.



`На
`Институт
Яндекс.Метрика